Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников. Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование нравственных представлений и понятий.
Для достижения задач по воспитанию толерантности младших школьников нами разработана воспитательная программа «Учимся понимать друг друга».
Комплекс занятий для учащихся построен на основе соблюдения следующих педагогических условий: • отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»; • на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей; • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий. Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность. Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности: • равноправие; • взаимоуважение к членам группы, общества; • сохранение и развитие своей индивидуальности; • добровольное сотрудничество; • солидарность в решении общих проблем. Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание. За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – умение уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию. Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении. Воспитательная работа класса направлена на воспитание межличностной толерантности, социальной и национальной толерантности. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации.
Ведущая роль в воспитании культуры толерантности младших школьников принадлежит классному руководителю. Воспитательная работа класса строится на следующих принципах педагогической деятельности: • формируется установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между уч-ся и педагогом; • создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; • каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело; • отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности.
Задачи: • способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс; • развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; • формировать коммуникативные навыки учащихся; • совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач; • формировать классный коллектив на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. Программа рассчитана на 4 года – период обучения в начальной школе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности младшего школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности. Система мероприятий включает классные часы, игровые тренинги, внеклассные мероприятия: праздники, игры, коллективные творческие дела. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Каждый год направлен на решение определенных задач; он начинается с проведения диагностики (социометрии, анкетирования, психологического тестирования) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
Ожидаемый результат
Эталонный портрет толерантного выпускника начальной школы • ребенок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля; • ребенок, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь; • ребенок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками; • ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; Эталонный портрет толерантного класса: • коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи; • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Приближается горячая пора подготовки к новому учебному году. И в первую очередь - написание рабочих программ. Современный Учительский Портал поможет Вам: в помощь предлагается большой выбор рабочих программ по всем предметам.
Рабочие программы
<>Быстро найти красивый шаблон для своей презентации Вы можете здесь: Шаблоны презентаций